Каждый издатель мечтает о своем Call of Duty, о своей курочке, которая ежегодно сносит по одному золотому яичку. Можно сколько угодно полемизировать на тему агрессивной рекламной кампании и деградации вкусов, но против фактов не попрёшь. Вот уже несколько лет подряд выходит новая часть этого сериала, разрывая чарты продаж и на манер альфа-самца помечая границы ноября «Другим шутерам вход воспрещен!».
У Ubisoft тоже появился свой проект, по популярности не сильно уступающий «Зову долга» — Assassin’s Creed. Оригинал обладал рядом неоспоримых достоинств, вроде уникального сеттинга, отменного стиля, необычной игровой механики, симпатичного продюсера… Но и недостатков хватало, главный из которых — однообразие. Вторая часть стала глобальной работой над ошибками, перенесла нас в Эпоху Возрождения и заслужила еще большую популярность. Печь растоплена, железо раскалилось, сериал вышел на конвейер — и всего через год свет увидела очередная история про легендарных убийц прошлого. На этот раз без порядкового номера.
Assassin’s Creed: Brotherhood
Assassin’s Creed: Brotherhood не предлагает нам отправиться в другую историческую эпоху, а является непосредственным продолжением приключений итальянского ассасина Эцио Аудиторе да Фиренце. Причём, настолько непосредственный, что игра начинается как раз с того момента с которого закончилась вторая часть. Разобравшись со всеми делами в Ватикане и завладев могущественным артефактом, наш подопечный возвращается в родное поместье, дабы заняться привычными делами: охмурением красоток и пьянством с братьями по оружию. Но спокойные времена заканчиваются, не успев начаться.
Клан Борджа совершает нападение на поместье, дядя гибнет в ходе осады, «Яблоко Эдема» оказывается в руках врагов. Эцио чудом выживает в мясорубке и отправляется в Рим с целью отомстить и заодно вернуть украденную ценность.
История игры откровенно уступает предыдущей части. Нет, с персонажами и событиями все хорошо. Киллер Эпохи Возрождения сталкивается с интригами высшего света, предательством, несогласием в рядах друзей и прочими неприятностями. Представители клана Борджа источают злобу, похоть и прочие смертные грехи. Товарищи Эцио тоже не святые и предпочитают отстаивать свою позицию (особенно усердствует Николо Макиавелли). Отважные воины, хитрые воришки, трусливые продажные чиновники – в Вечном городе нет личностей, раздражающих своим присутствием на экране. При знакомстве с ними даже прощаешь повествованию банальную структуру «Надо убить одного негодяя, чтобы потом убить ещё более крупного негодяя». А вот с глобальным сюжетом о противостоянии тамплиеров и ассасинов в целом и Десмондом в частности ничего особенного не происходит на протяжении всей игры, словно и не было многообещающей концовки Assassin’s Creed 2. Финал Brotherhood, безусловно, силён с эмоциональной точки зрения, но у игрока под носом машут очередным «to be continued…». Третий раз подряд такой подход больше раздражает, чем интригует.
Assassin’s Creed: Brotherhood
Эцио в столице занимается тем же, чем он занимался, работая в других поселениях и городах. Герой выслеживает важных людей, спасает раненых товарищей из плена, совершает бесшумные вылазки на вечеринки неприятелей, преследует своих жертв и не забывает про свои прямые обязанности – убийства. По мере продвижения по воспоминаниям бывшего балагура и повесы хорошо знакомый набор заданий постепенно усложняются. К примеру, маршрут человека, которого нельзя упускать из виду, может проходить через охраняемые зоны, приходится быстро искать секретные тропинки. Иногда запрещают поднимать шум, а внимание со стороны охраны ведёт к провалу. Тут уж приходится вспоминать все способы «невидимости»: от акробатики до куртизанок.
Многие операции получили взбадривающий заряд новых идей и оригинальных решений. Заглянуть в Колизей и воскресить «Иисуса Христа» раньше времени, выдать себя за одного из солдат Борджа и прочие оригинальные моменты придают игре своеобразный шарм, не позволяют ей скатиться к «Кому бы ещё кинжалом горло продырявить?». Как и в Assassin’s Creed 2, тут нет какой-то нелинейности, все основные миссии выполняются в строгой последовательности и мастерски вписаны в историю.
Для Эцио в Риме находится ещё много интересного, помимо сюжетных заданий. Пожалуй, наиболее запоминающимся работодателем является старый друг героя – Леонардо да Винчи. Гениальный учёный придумал и сконструировал много опасных вещей (естественно, его заставили), и теперь его машины смерти могут принести немало бед. При выполнении просьбы изобретателя ассасин оказывается в непростых условиях: ему не позволяют врываться в толпу солдат с шашкой наголо, вынуждают идти на хитрости. В завершающей части позволяют поучаствовать в масштабных морских и сухопутных баталиях, даже взмыть в высоту! Неплохой сюрприз от выпавшего из главной обоймы персонажа.
Среди приспешников клана Борджа в Риме есть и культ Ромула. Члены организации носят волчьи шкуры и обитают в специальных убежищах. Желающим разузнать все тайны этих варваров и собрать ключи в сокровищницах, дабы добраться до особо ценного приза, придётся немного попотеть. Эти уровни, заставляют забыть о свободе городского паркура и вспомнить о персидском принце. Поиск единственно правильного пути в дебрях полуразрушенного замка или римской канализации, погоня на вершину храма за обладателем ключа, сражения с быстрыми воинами, разрушение древних построек – отличные добавки к приключению.
Наконец, обратим внимание на множественные задания от гильдии воров, наёмников, куртизанок, помощь обиженным жителям и многое-многое другое. Карта пестрит от всевозможных иконок, предлагающих приятно провести время и заняться делами с неожиданными последствиями.
Боевая система не подвергалась особым изменениям. Враги как и раньше предпочитают неспешно ходить вокруг Аудиторе, по очереди подставляя своих коллег под удары. Зато ассасин продолжил совершенствовать свой танец смерти и радовать им зрителей, а казни в его исполнении заметно прибавили в жестокости. Герой пронзает грудь солдата, бросает его на землю и стреляет в лицо из спрятанного в рукаве пистоля — именно на визуальной части держится во многом монотонный процесс нарезания десятков беспомощных статистов.
Всё вышеперечисленное едва ли тянет на нововведения. Скорее, на подправленный макияж поверх знакомой мордашки. А главное дополнение и вовсе смотрится наспех намалеванной плямбой посреди лба. Речь идёт о так рекламируемой идее «Братства».
Вскоре после прибытия в Рим Эцио решает создать целое братство киллеров. Желающих присоединиться к ассасинам найти очень просто: достаточно спасти гражданина от приставучих вояк клана Борджа. Товарищей можно отправлять на опасные вылазки по всей Европе (даже в Москву!). Выполнено это в виде простого интерфейса, и никакой визуализации для путешествий не предусмотрено. В случае успеха подручные получают опыт и растут в уровнях, что делает их более эффективными.
Достойного применения оригинальной задумки в игре не нашлось. Однополчан можно в любой момент призвать на помощь в трудную минуту (при условии, что вы не отправили их в далёкие края). Вот и все бонусы за возню с подопечными. Используешь эту функцию только ради того, чтобы посмотреть, как она работает. Разработчики не сделали что-нибудь толковое в духе «клан против клана», а в сражениях, где трудно умереть, поводов для вызова помощников тоже крайне мало. После непродолжительного знакомства к данному аспекту пропадает всякий интерес. Да и стычки с охраной для вербовки новых членов братства автоматически означают необходимость избавляться от дурной славы: срывать плакаты, убивать свидетелей, подкупать глашатых. Та ещё рутина.
Другое изменение не столь бесполезно. Рим, находящийся под влиянием Борджа, превратился из цветущего города в захолустье: магазины закрыты, народ страдает. Чтобы избавить квартал от влияния негодяев, надо сжечь символы их власти и убить офицера.
В освобождённом районе можно заново отстраивать лавки и заниматься экономической деятельностью. Для открытия каждого магазина нужны деньги, но чем больше в распоряжении героя различных строений, тем крупнее поток звонких монет льется в казну. Также теперь все обмундирование, в том числе и у Леонардо, стоит немало флоринов. Одними призовыми за прохождение сюжетных миссий и грабежом сундучков сыт не будешь.
Подобные вещи делают SimCity-составляющую крайне полезной и первое время необходимой. Но впоследствии Эцио (при грамотном распределении имеющихся ресурсов) всё равно превращается в олигарха, сметающего с прилавков все самые лучшие доспехи и клинки.
Вообще ленивые битвы и богатства, автоматически получаемые за счёт владения собственностью, превращают значительную часть игры в набор миссий, которые проходишь просто так, без надежды на достойную награду. Да, они проработаны, зачастую непредсказуемы, но среди них хватает и однообразия, и повторов, что в итоге выливается в рутину.
Неоднозначно воспринимается и концепт одного города. В распоряжении Эцио только Рим с прилегающими районами. Конечно, авторы Assassin’s Creed в вопросе дизайна и проработанности окружения одни из лучших в своём деле. Вечный город способен произвести ошеломительное первое впечатление. Знаменитые исторические постройки, узкие улочки торговых кварталов, роскошные виды Ватикана, величественные храмы – есть чем любоваться. Но когда по одним и тем же улицам бегаешь постоянно, то вскоре сногсшибательный эффект стирается, и относишься к ним примерно с тем же трепетом, как к виду родного района с одинаковыми домами-коробками. С производительностью тоже не всё гладко. Тормозов не наблюдается, но частота кадров заметно «прыгает».
Однако больше всего раздражает недоделанность проекта. Эцио может застрять в текстуре и единственным выходом остаётся возвращение к контрольной точке. Лошадка не умеет спрыгивать с едва заметного выступа. При знакомстве с отдельными находками не всегда понятно: это баг, или так задумано? Один из разработчиков в интервью обмолвился, что игру делали 10 месяцев. Результат такой спешки трудно не заметить.
Напоследок поговорим ещё об одном аспекте, являющимся ключевым для Brotherhood. Впервые в серии реализован мультиплеер. Всего в игре четыре режима от «каждый сам за себя» до командных противостояний. Участник может в любой момент оказаться в роли жертвы или охотника. Чем тише вы работаете, тем больше очков за успешное убийство вам начисляют. Баталии не отличаются динамичностью, но накал эмоций в них нешуточный. Не во всех играх представляется шанс выискивать в толпе свою цель и в следующую секунду пытаться спасти свою шкуру.
Возрождение, правда, далеко не идеально: нередки случаи, когда ассасин материализуется в непосредственной близости от жертвы. Разумеется, присутствуют и разные классы героев (от «Врача» до «Дворянина»), перки и продвижение в уровнях и значимые бонусы за ратные подвиги. Многопользовательская часть вряд ли заставит проводить в обществе других киллеров всё свободное время, но неповторимые ощущения гарантированы.
Diagnosis
По сути, у Assassin’s Creed: Brotherhood одна глобальная проблема – серию начали доить впопыхах. В итоге новая глава из жизни Эцио кажется небрежно вклеенной в общее повествование. Нововведения есть, но они либо бесполезны («Братство»), либо плохо сбалансированы (экономика и восстановление Рима). Лучше бы разработчики подкрутили акробатику, и герой бы перестал прыгать, куда ему вздумается, улучшили боевую систему или добавили уровни сложности. Мультиплеер, бесспорно, необычен, но хватит ли его надолго при отсутствии большого разнообразия режимов – большой вопрос.
Assassin’s Creed остаётся самобытным проектом, но стоит ли ради одного имени терпеть недоработки «быстрого сиквела», решать вам. А Ubisoft пусть лучше позаимствует у Activision подход с несколькими студиями-разработчиками с двухлетним циклом для каждой команды.
Pro:
Яркие персонажи, отличная актерская работа
Разнообразные побочные задания, ведущие к непредсказуемым ситуациям
Сражения смотрятся ещё более эффектно
Замечательная постановка ряда сюжетных поручений
Улучшенная экономика
Потрясающий дизайн Рима XVI столетия
Бесподобное музыкальное сопровождение
Занятный мультиплеер
Contra:
Глобальная история никак не развивается вплоть до финала
Бесполезная идея «Братства»
Невысокая сложность поединков
Различные мелкие, но неприятные недоработки
Награды за побочные поручения в абсолютном большинстве бесполезны
К финалу декорации откровенно приедаются
Нестабильная производительность
Хватает однотипных миссий